Вівторок, 07.05.2024, 18:38
перший незалежний інформаційно-розважальний кінологічний портал
Головна | Каталог статей | Реєстрація | Вхід
Меню сайту
Категорії розділу
Мої статті [353]
Статті на вільну тему
Дресирування [203]
Статті по дресируванню собак, поведінці собак
Ветеринарія [77]
Лікування, кормління собак
Хендлінг [48]
Виставочна підготовка, виставки
Історія [211]
Статті з історичним підтекстом
Міні-чат
Володимир Кужель
сайт фірми ВіртуозІВ - виготовлення картин з бурштину та ексклюзивних предметів інтерєру
Головна » Статті » Мої статті

Критерии оценки рабочих собак на испытаниях с точки зрения советника SV по дрессировке
Цели и задачи Объединения Немецкой Овчарки изложены в § 3 Устава Объединения. Цель Объединения - разведение рабочей собаки в соответствии со стандартом породы. Рабочая собака выступает прежде всего как социальный партнёр человека, защитник частных лиц, как служебная собака во всех областях, где необходима её служба в отдельных ведомствах, как спасательная собака, пастушья, собака-терапевт и т.д. Это разностороннее использование прославило немецкую овчарку во всём мире в течение более, чем столетней истории. Для сохранения этой разносторонности необходимо постоянно управлять проверять и содействовать разведению овчарки как рабочей собаки, применяя подходящий инструментарий. Планомерное, психологическое и основанное на новейших этологических знаниях воспитание собак компетентными членами Объединения способствует занятию спортом и таким образом поддерживает физическую форму собаки. Спорт - неотъемлемая составная нашей жизни. Наш спорт - это высокая культурная ценность. Организационной базой для спортивных достижений является наше Объединение Немецкой овчарки. Хотя в настоящее время в обществе нет особой благосклонности к собакам, нашей благородной задачей является работа в этом направлении, строго соблюдая закон о защите животных. Важнейшим, наиболее подходящим инструментом для выполнения заданий Объединения, среди прочих, являются судьи, т.е. судьи по племенным собакам, кёрмастера и судьи по рабочим собакам. Все они должны иметь образование с учётом новейших исследований, сдавать экзамены и постоянно повышать свою квалификацию. Принципы обучения и назначения записаны в Положении о судьях SV. В этом Положении, которое, наряду с Положениями о кёрунге, о разведении, и важными для нас Правилами испытаний, имеет силу Устава, изложены условия карьеры судьи SV, его обучение и официальное назначение.

В Разделе III деятельность судьи SV изложена более подробно. Там записано: работа судьи SV - это основа работы Объединения, так как только таким образом можно гарантировать как анатомическое развитие породы так и её рабочие качества. Поэтому деятельность судьи должна заключаться в соблюдении задач Объединения. Необходимая и постоянная актуализация уровня знаний требует готовности к постоянному повышению квалификации, как теоретической так и практической. Именно в процессе практической работы могут придти важные идеи, необходимые для поддержания племенной работы по разведению рабочих собак. Вследствие этого для судей обязательно участие в совещаниях судей, неоднократные пропуски их - это нарушение Положения о судьях.

Обучение и дальнейшее совершенствование знаний - в данном случае судей по рабочим собакам - вменяется в обязанность в первую очередь главному Объединению, представителем которого является советник по дрессировке, и земельным группам, представленными инструкторами по дрессировке. Какие же требования предъявляются к судье SV по рабочим собакам? Он должен быть высококомпетентным специалистом. Компетентность - это результат усвоенных знаний, умений, многолетнего опыта и участия в теоретической и практической работе. Приобретённые знания дают столь необходимую уверенность и объективность при оценке работы дрессировщиков. Для объективной и уверенной оценки нужны знания о разных типах характера собаки, о новых, основанных на соблюдении правил поведения и социальной уживчивости, методах обучения, а также знания о влиянии окружающей среды и общества. Подходящий характер, само собой разумеющаяся неподкупность и, следовательно, высокая степень осознания своей ответственности за породу - это первостепенные условия для назначения на должность судьи.

Оценка рабочих качеств собаки согласно стандартам Положения об испытаниях имеет, кроме спортивных компонентов, огромное значения для племенной селекции в SV. Для сохранения рабочей собаки мы воспитываем её, делаем отбор на соревнованиях и выбираем наилучших для разведения. На нас, судьях SV по рабочим собакам, лежит высокая ответственность за нашу породу - немецкую овчарку. Своей работой мы поставляем ценный генетический материал.

Что же мы должны оценивать в рамках, предусмотренных Положением об испытаниях? В первую очередь психические данные, т.е. врождённые качества, связанные с нервной системой, которые можно развивать обучением и соответствующими тренировками. Нрав собаки характеризует её поведение и совместную жизнь с человеком. Характер собаки - это результат развития как генетически заданных, врождённых склонностей, так и приобретённого опыта жизни в окружающей её обстановке. Врождённое и приобретённое тесно переплетено с самого начала жизни. Невозможно доказать или стопроцентно выяснить, каково процентное соотношение врожденного и приобретенного в характере собаки. Решающей для будущего характера собаки является так называемая чувствительная фаза в течение первых 12-16 недель жизни. Здесь начинается, так называемое, первичное обучение. Всё, чему щенок научится в это время, как положительное, так и отрицательное, позже проявится как врожденное, и от этого будет зависеть дальнейшее обучение.

Поэтому дрессировщикам постоянно нужно указывать правильное использование этой ранней фазы развития (например, особые игровые дни). При упущениях в раннем развитии не смогут развиться наилучшие наследственные данные. Окружающая среда на этой ранней стадии особенно сильно влияет на генетические предпосылки.

Основой для оценки характера собаки является конституция (темперамент, твердость, мягкость, выдержка), врождённые наклонности и инстинкты и работоспособность мозга, т.е. способность к обучению. Решающее значение при оценивании собаки имеют врождённые качества. Эти врождённые наклонности в различных их проявлениях и их разумное развитие и закрепление в сочетании с уравновешенной работой нервной системы имеет решающее значение для общего формирования собаки. Наряду с врождёнными наклонностями, подчинёнными инстинкту самосохранения и сохранения вида, наиболее важными для оценки являются также: инстинкт стаи, из которого развивается, главным образом, социальная субординация, готовность подчиняться и управляемость. Кроме того, оценивают:

инстинкт добычи, поведение при приёме пищи, поведение при уклонении( избежании чего-либо) и проявление агрессивности. С двумя последними проявлениями инстинкта (уклонение и агрессивность) у нас проблемы в представлении общественности, а частично и в наших рядах. Нужно чётко уяснить бессмысленность попытки доказать, что обучение совершенно без принуждения может привести к результатам, требуемым на испытаниях. Разумное, соответствующее поведению и виду животного, и тем самым учитывающее правила защиты животных, обучение начинается с достижения инстинктивно обусловленных успехов и поддерживается, а значит закрепляется, применением индивидуально дозированного принуждения. Правильный баланс между инстинктивными побуждениями и принуждением придают собаке уверенность и сохраняют желание работать.

Об отношении к агрессивности: в 1963 году Конрад Лоренц в своей книге "Так называемая злая" пробовал объяснить, что в агрессивности нет ничего плохого, только немного необходимого для жизни, для сохранения вида. Агрессивность, согласно высказываниям разных исследователей поведения собаки, означает не только нападение, в смысле борьбы, но также предприимчивость. Нам известны обороты речи: " взять приступом", "уметь кусаться". Наше "человеческое честолюбие" имеет в основе также по-разному выражающуюся агрессивность. Агрессивное поведение может иметь разные причины и по-разному проявляться. Оно может возникнуть от неуверенности, страха, безысходности, от инкубаторского содержания щенков, от невозможности удовлетворять свои инстинкты (фрустрация), борьбы за субординацию, защита корма и сексуального соперничества. Таким образом, агрессия - это не только враждебная стычка. Она, также как и страх, присутствует у собаки, но правильным обучением её можно контролировать. Страх и агрессия - признаки жизни, выживания. Кто хочет выжить в среде, полной опасностей, должен бояться, не доверять, чувствовать некоторую неуверенность перед неизвестным. Хорошее воспитание и обучение должно, прививая чувство безопасности, превращать природное чувство неуверенности в уверенность. Достигнутый хорошим воспитанием и обучением баланс между страхом и агрессией даст в результате уверенную в себе выносливую собаку.

Мы подходим к критериям оценки, которыми должны руководствоваться, чтобы во время отдельных испытаний согласно AZG-правил и IPO придти к соответствующим характеристикам и оценкам в баллах. Общий результат в какой-либо дисциплине состоит из оценок природных данных, выносливости, нервной системы, управляемости, которые оцениваются как готовность к работе. Главным считаются психическая выдержка с начала и до конца выступления, уровень обученности, т. е. техническая корректность во время выступления, гармония в тандеме дрессировщик/собака. Следующие признаки, влияющие на оценку: способ представления собаки дрессировщиком - управляет ли он собакой по правилам РО, как подаёт звуковые сигналы, помогает ли собаке? Следует различать ненужную и безрезультативную помощь, бессознательную и результативную сознательную помощь и необходимую помощь. Каков характер этой помощи каждый раз зависит, конечно, от опыта и доброты отдельных дрессировщиков. То, что у неопытного, в день испытаний часто нервничающего, рядового дрессировщика можно расценить как неосознанную помощь, например, легкое изменение основного положения, замедленный ход на поворотах, легкий кивок головой при звуковом сигнале и т.д., то у опытного дрессировщика это может оказаться сознательной и результативной помощью. Мы должны распознавать эти разные мотивации оказания помощи и соответственно их оценивать. Нужно выяснить, стоит ли оценивать упражнение, выполненное с подсказкой или не оценивать его вообще. Следует проанализировать общее качество продемонстрированного упражнения (инстинкт - техника - гармония, т.е. согласованность действий дрессировщика и собаки) и после словесной характеристики поставить отметку в баллах. Мы не судьи по очкам, скорее оцениваем словами (отлично, хорошо, плохо). Поставить собаке наивысшую оценку значит, что во всех отдельных упражнениях продемонстрировано максимальное соответствие требованиям. Чтобы дать правильную, по заслугам оценку, нужно проследить поведение собаки и дрессировщика на всех этапах выступления. При обсуждении оценки результатов перед дрессировщиками и публикой сначала нужно подчеркнуть положительные стороны и лишь потом указать на причины ошибок. Выступление, как правило, состоит не только из ошибок. Обсуждение только ошибок оставляет впечатление необъективного оценивания и вызывает неудовлетворённость. Подчёркивание положительных сторон подбадривает и стимулирует к работе. В идеале было бы хорошо, если бы мы, судьи, могли дать дрессировщику действенные советы, как улучшить упражнение и избежать ошибок.

На мой взгляд, хороший судья должен не только наблюдать и оценивать, но и давать дрессировщику чёткие указания для улучшения результатов. Разумеется, советы должны исходить из собственной успешной практической работы, а не представлять вычитанные теоретические знания.

Каждое испытание начинается проверкой непринуждённого, естественного поведения собаки и связано с обязательным контролем татуировки. Судье по рабочим качествам предоставляется большая свобода при проведении испытаний. Он может, например, выбирать местность или распорядиться демонстрировать собак по отдельности или группой. Собак выводят на коротком поводке, а не, например, следовом (длинном) поводке как при следовой работе. Судьи обязаны давать указания при неправильном поведении. Положительные или отрицательные результаты работы собаки на испытаниях следует оценивать соответствующими эпитетами. Положительные качества могут быть: самоуверенна, спокойна, внимательна, живая, непринуждённая, выразительная, послушная. Отрицательные качества: неуверенная, нервная, боязливая, слишком раздражительная, беспокойная, уклоняющаяся и т.д.

Немецкий язык такой богатый и разнообразный, что без труда можно подобрать нужные эпитеты для описания. Кандидатам в судьи часто бывает трудно подобрать слова для характеристики собак. При допуске к испытаниям всегда бывают сомнительные ситуации, и такие граничные случаи нужно особенно отслеживать на протяжении всех испытаний. Дисквалификация из-за недостаточной непринуждённости собаки возможна на любой стадии испытаний. В Положении об испытаниях указано, каких собак нельзя допускать к соревнованиям. Однозначно, что собаки с неуверенным поведением, пугливые, а также нервные и "кусучие" не должны допускаться. Я только не согласен с удалением собак, в отношении которых имеются сомнения. Это всегда приводит к дискуссиям. На мой взгляд всё зависит от ситуации. Собака, у которой я собственноручно искал татуировку за ухом и которая потом легким рычанием предупредила меня о нежелательности более интенсивного контакта с её телом, это совершенно самодостаточный, доминантный представитель своей породы. Здесь нужна мерка на глаз. В новых правилах IPO уже не предусмотрено дотрагиваться к собаке при проверке на непринуждённость.

Переходим к критериям оценок по каждому разделу испытаний:

Следовая работа:

В Правилах изложены необходимые условия на отдельных этапах испытаний вплоть до FH 2 или FCI-FH. Требования такие: длина маршрута, количество углов, количество и качество поисковых предметов, минимальная свежесть следа, отвлекающие обстоятельства, пересечение отрезков маршрута и изменение характера местности в FH. Эти требования обязательны для нас судей и для дрессировщиков. Здесь не может быть разных мнений. Если нет отвлекающих обстоятельств в разделе FH, то это уже нарушение правил. В таком случае вообще нельзя выставлять оценку, потому что важным критерием оценки собаки является умение различать разные следы (дифференциация). Обязательно нужно учитывать длину маршрута, особенно в FH, а также проверять состояние следовой дорожки. В нашу обязанность входит давать указания по направлениям маршрута на соревнованиях, а на больших соревнованиях давать указания через уполномоченных. Нужно следить за нормальным ходом при прокладке, а также на различные качества поисковых предметов, учитывая материал, из которого они изготовлены . Давать дрессировщику указания входит в наши обязанности. Условия работы на следовом маршруте чётко выписаны в правилах об испытаниях (управление поводком, длина поводка, поисковые предметы и т.д.) К разработке маршрута должен привлекаться дрессировщик, всегда с готовой к поиску собакой и развернутым следовым поводком. Перед этим судья обязан проверить его длину и в дальнейшем не высказываться больше о ходе работы, тем более не влиять на оценку. Правила испытаний дают четкие указания по поводу прокладки отрезков тропы и углов, а также расстановки поисковых предметов. Работа с поисковыми предметами (возможные их виды описаны в РО) составляет на каждом этапе соревнований 20%. То есть, собака, которая не находит предмет, но других ошибок не делает, может получить еще 80 баллов и оценку "хорошо". Я считаю такую ситуацию спорной, над ней нужно ещё подумать. Если что-то ищешь, то хочешь найти, ищут с целью иметь найденное, а не ради самого процесса поиска, это было бы бесцельно и бессмысленно. Собака, ничего не нашедшая, не получит у меня общей оценки "хорошо".

Так каковы же критерии, на основании которых выставляют оценки за следовую работу? Нужно учитывать условия местности, т.е. степень трудности, обусловленную, например, структурой почвы, высотой растительного покрова (видны ли следы), способом обработки почвы, сменой вида местности, наличием чужих следов или следов диких животных и т.д. Важный фактор также погодные условия, такие, как температура, давление воздуха, ветер, влажность и температура почвы. Кроме этих внешних факторов решающими являются собственно поисковые навыки собаки, интенсивность и скорость поиска, взятие следа, как его держит, как работает с углами, с предметами. В итоге мы хотим иметь так обученную собаку, которая спокойно, остро воспринимала бы запахи и по ним распознавала след. В РО записано, что распознавание запаха не ограничивается по времени. Собака, которая спокойно, активно и уверенно работает на первом отрезке маршрута, берёт след сразу, хотя визуально кажется, что она сделала это слишком быстро. Снижение оценки в этом случае было бы неуместно. В процессе всей следовой работы собака должна на всех отрезках маршрута глубоко работать носом постоянно и активно. Важным считается усиленное внимание к следу (инстинктивный компонент) так называемое "желание найти". Идеальной была бы собака, прошедшая обучение, ещё и сама внутренне (инстинктивно) включалась в работу. Должна присутствовать "воля к поиску". Этот фактор ценен в племенной работе. Такая собака работает всегда активно, абсолютно спокойно, сосредоточенно, контролируя своё поведение. Собака должна как основательно прорабатывать углы, т.е. в зависимости от уровня трудности следа нельзя ожидать от неё поведения, как в книге с картинками. Уверенная в себе собака чётко найдёт изменения направлений, быстро проверит все стороны, чтобы убедиться в правильном направлении, и затем спокойно возьмёт новый отрезок тропы, не увеличивая скорости.

Таких собак, активно преодолевающих трудности, и без помощи дрессировщика самостоятельно идущих дальше по следу, следует однозначно предпочесть тем, которые работают только по принуждению без всякого воодушевления, не проявляя радости. Работу с предметом собака должна показывать убедительно, т.е., найдя предмет, сразу взять его, спокойно и крепко держать или при его обнаружении сразу же лечь, сесть или остановиться. Скорость обнаружения предмета снова и снова вызывает дискуссии. Собака, которая спокойно, сосредоточенно работает, не может так сразу схватить предмет, будто щёлкнуть складным ножиком. Она покажет, что обнаружила предмет, в свойственной ей манере, спокойно и сосредоточенно.

За вялую работу, т.е. за частичную или постоянную безучастность (инстинкт), а также различного рода помощь нужно снижать оценки. Желательна слаженная работа собаки и дрессировщика, но слишком явная помощь дрессировщика может нанести вред. В идеале, во время обучения следовой работе нужно научить собаку, чтобы она стопроцентно принимала решения самостоятельно. Уровень обученности и навыков особенно проявляются при стартовом взятии следа, при прорабатывании углов и взятия следующего отрезка и повторного взятия следа после очередного предмета. Хорошее исполнение именно этих упражнений следует по достоинству оценить.

Послушание

Раздел послушание для меня королевская дисциплина в обучении собак. Именно в этом разделе очень ярко проявляются отношения между человеком и собакой. Здесь многое зависит от взаимопонимания между дрессировщиком и собакой. Гармония и воодушевление особенно проявляются при высокой собранности. Главным условием гармоничной работы является наличие у собаки природных данных, крепкой нервной системы и высокой выносливости.

Необходимый инвентарь хорошо описан в Правилах испытаний. Сюда относятся обычные предметы (барьер/стена), качество апортировочных предметов и вид пистолета для проверки реакции на выстрел.

На оценку за послушание влияют разные факторы. Наиболее значимые следующие: окружающая среда, незнакомые площадки, непривычные предметы и звуки, дальние поездки, разные погодные условия: жара, влажность и т.д.

От собаки требуется: инстинкт и импульс, внимание, корректность, прыгучесть, активность.

Взаимодействие дрессировщика и собаки должно быть гармоничным.

Выполнение упражнений

Каждое упражнение на послушание начинается и заканчивается с основной позиции. С этой позиции начинается подготовка к упражнению (10-15 шагов), прежде чем подадут звуковой сигнал к выполнению упражнения. Ошибки при выполнении основной позиции и подготовке к упражнению должны учитываться при оценке отдельных упражнений - от начальной основной до заключительной основной позиции. Все упражнения, состоящие из двух частей, такие как укладка на выдержку, подход на подзыв и остановка по команде во время хода оцениваются отдельно. Отдельно оцениваются основное положение, подготовка к упражнению, его выполнение и возвращение на место, посадка перед дрессировщиком, выполнение команды "рядом" и заключительная основная позиция. Строго предписано снимать баллы за дополнительный звуковой сигнал, за преодоление барьера с апортировкой и за неправильное выполнение упражнений. Все другие упражнения мы оцениваем по своему усмотрению. Дисквалификация наступает, если собака ушла с площадки и не вернулась после третьей команды, и если пугается выстрела.

Движение рядом:

Правильная исходная позиция, радостное, внимательное движение рядом с дрессировщиком, лопатки всегда на высоте колена. При наивысшей оценке учитывается строго параллельное движение дрессировщика и собаки. Сконцентрированное, внимательное движение рядом не исключает радостного бега с лёгким вилянием хвостом. Это достигается правильной подготовкой и наличием соответствующих врождённых способностей собаки. Сюда же относятся доверие и положительная напряженность (противоположность: расслабленность).

При выполнении технических упражнений ценятся такие качества как быстрая реакция на звуковой сигнал, быстрая посадка, умение спокойно сидеть, быстрая укладка, мгновенная и спокойная остановка, быстрое радостное возвращение по прямой, посадка впереди дрессировщика, соблюдение необходимой паузы при посадке и быстрая основная стойка. В упражнениях по апортировке для оптимального результата также требуется, чтобы собака быстро и по прямой подносила предмет, сразу брала его и крепко и спокойно держала.

Прыжки должны выполняться энергично (барьер=свободный прыжок), разбег- быстрый и по прямой линии, затем собака должна сразу же лечь по команде.

Упражнение на выдержку должно выполняться спокойно. Таковы требования для оптимальной оценки. За отступления от них следует снимать баллы. Здесь большой простор для мнений и суждений и явная зависимость от личных требований отдельного судьи.

Учитывать нужно одно: получение оценки "отлично" по послушанию в огромной степени зависит от сконцентрированности и корректности собаки в сочетании с готовностью (инстинкт) быстро и радостно выполнить задание. В этом разделе для гармоничной работы важно также, чтобы собака сама была увлечена. Такие задатки являются ценными для селекции.

Собака, у которой видно, что в работе она внимательна, но чрезмерно напряжена, не сможет ни в коем случае получить высокие оценки. Технически чисто и правильно работающая собака, у которой не хватает увлечённости (вдохновения) никогда не получит отличной оценки. В свою очередь, собака с высокой врождённой (инстинкт) готовностью к работе, но с недостатками в технике тоже не может быть оценена на отлично. Мы, судьи по рабочим качествам, оцениваем не различные методы работы по обучению собак, а оцениваем всегда результат, полученный благодаря их применению, во время испытаний. Послушание из всех трёх дисциплин является самым важным. Оно - основа каждого раздела по дрессировке, и послушание нашей собаки необходимо при ежедневном появлении на публике.

Защитная служба

Раздел С всегда больше всего привлекает публику как на местных, отборочных соревнованиях так и на испытаниях победителей и чемпионатах мира. Ни о чём другом так много не дискутируют в мире спортивных собак как об этом виде испытаний. Не секрет, что результаты судейства по защитной службе для племенной селекции рабочих собак имеет исключительное значение. Критерии оценок таковы:

1. Хорошие врождённые задатки
2. Крепкая нервная система
3. Самоуверенность
4. Выносливость
5. Естественная контролируемая агрессивность
6. Управляемость
7. Физическое и психическое состояние помощника в защитной службе

Защитная служба подразделяется на:

1. Поиск помощника с последующим задержанием и облаиванием
2. Упражнение по защите с последующей охраной.
3. Управляемость

Критерии оценки отдельных упражнений:

Поиск помощника собака должна выполнять напористо, целеустремлённо, подбегая непосредственно к укрытию. Здесь собака должна быть хорошо управляема. Для отличной оценки она должна обязательно действовать по команде дрессировщика, а не только самостоятельно напористо искать фигуранта. Поведение при поиске похоже на поведение при преследовании добычи и требует как раз высокого уровня управляемости. Если выполнены не все отдельные элементы, то упражнение обесценивается.

В результате поиска собака находит фигуранта. Далее следует упражнение по задержанию и облаиванию. Для многих собак здесь возникает первая трудность, а именно, первая смена проявления инстинктов, замена инстинкта добычи инстинктом агрессивности. Задержание помощника должно происходить внимательно, вплотную или близко к нему, напористо, уверенно и продолжаться пока не прозвучит команда. Собака при задержании должна одновременно его энергично и продолжительно облаивать. Упражнение на задержание и облаивание на всех этапах испытаний оценивается как одно упражнение. Оценивание начинается сразу же при проникновении в укрытие помощника и заканчивается командой "лежать" на 2-м и 3-м этапах. Решающим для оптимальной оценки этой части упражнения является мгновенная уверенная смена инстинкта и общая энергичная работа при выполнении всего упражнения.

Упражнения по защите подразделяются на бегство, оборону, нападение и захват. Каждое упражнение по защите состоит из начальной фазы, фазы нагрузки, переходной фазы (фаза покоя перед отпусканием рукава) и фаза охраны. Начало всегда должно быть целеустремлённым, уверенным и энергичным. Захват рукава должен быть крепким, энергичным, эффективным, глубоким и полным и продолжаться в течение всей фазы нагрузки.

Оценка захвата имеет исключительное значение для характеристики собаки.

Только крепкий, спокойный и полный захват при побеге не позволяет ещё поставить наивысшую оценку. При побеге помощник должен дополнительно подстегивать собаку своими активными действиями и движениями. В упражнениях обороны и захвата также необходимы раздражающие собаку действия. Недостаточная целеустремлённость и нерешительность на начальной фазе и особенно погрешности при захвате рукава (слабый, нервный, неуверенный, неглубокий) влекут за собой снижение оценки.

Правильное поведение собаки во время охраны согласно действующим правилам должно быть следующим:

После отпускания рукава собака должна напористо, уверенно, внимательно и вплотную сопровождать помощника. Критерии для оптимальной оценки данного упражнения - самоуверенность напористость и внимательность, готовность к продолжению борьбы. Преобладающая энергичная внутренняя готовность к продолжению работы. В этой ситуации можно дать волю агрессивности. То, что собака на стадии задержания помощника может проявлять свою агрессивность только облаиванием, я считаю необоснованным. Теперь согласно современным правилам собак работающих на этапе задержания энергично, внимательно, вплотную к фигуранту, но без облаивания, можно также положительно оценивать как и собак, активно облаивающих.

При конвоировании помощника сзади собака должна идти на расстоянии 5 шагов, а при конвоировании сбоку- собака должна идти рядом у ноги помощника.

Управляемость проявляется во время всей защитной службы в целом, особенно на этапе поиска, конвоирования, обыска укрытий, при отпускании рукава и охраны. Действия после хватки описаны в Правилах и дрессировщик должен их учитывать.

Если все элементы упражнений оцениваются общепринятыми эпитетами, то твердыми оценками в баллах оценивается только отпускание рукава. В Положении чётко указано поведение собаки, за которое её следует дисквалифицировать. Если собаку удаляют за то, что она не отдаёт рукав или за иное неподчинение команде, то оценка по защитной службе вообще не выставляется, а значит и не засчитывается TSB. Ставится прочерк (Решение AZG).

Оценивать TSB, ранее инстинкт борьбы, необходимо особенно тщательно. Здесь оценку выводят, учитывая весь ход выступления по защитной службе. Особое внимание следует обратить на напористое, уверенное поведение в упражнениях по защите и на стадии задержания и охраны. Небольшие погрешности допускаются.

Учитывается недостаточная уверенность и недостаточная целеустремлённость, а также ошибки при захвате рукава и/или на этапе охраны.

Процесс защитной службы сильно зависит, разумеется, от личности помощника. Нельзя недооценивать влияния его физического и психического состояния, его моторику и технику. Каждый помощник, участвующий в испытаниях, опытный или нет, должен быть подробно проинструктирован судьями. Мы перепечатали в приложении к инструкции для судей и в новых правилах IPO руководство в помощь помощнику о его действиях в защитной службе.

В заключение ещё несколько замечаний о предикативных оценках: отметка "отлично" даётся выдающейся собаке, превосходящей средний уровень, как по своим генетическим качествам, так и по техническим навыкам и увлечённости работой.

Оценка "очень хорошо" тоже требует результатов выше среднего с небольшими погрешностями в поведении, в технике и гармонии.

Оценку "хорошо" получают все нормальные, пригодные, средние собаки.

Дальнейшая градация зависит в каждом отдельном случае от общего впечатления.

Для всех соревнований (местных групп, земельных отборочных и федеральных испытаний победителей) существует одно Положение об испытаниях, которым следует руководствоваться, причём результаты судейства на федеральных испытаниях должны быть ориентиром для испытаний более низкого уровня. Этими оценками должны однозначно руководствоваться все судьи SV и дрессировщики. Критерии оценок работающих там судей по рабочим качествам должны согласовываться ежегодно по каждому разделу в интересах наших инструкторов, а следовательно в интересах нашей рабочей собаки. Только так мы сможем приблизиться к объективной работе судей и к единому режиму работы наших собак. Оценивание должно быть обоснованным, правдивым, имеющим влияние на племенную работу и применимое в дальнейшей работе инструкторов и специалистов. Чтобы снова обрести покой и удовлетворение, нужно понять, что судьи, дрессировщики и тренеры говорят на одном языке. Для улучшения работы следует провести подробные дискуссии на деловом, профессиональном уровне в рамках повышения квалификации всех специалистов. За одним столом нужно собрать всех активных дрессировщиков спортивных собак, помощников, комиссии по обучению и активных судей, желающих добровольно совершенствовать свои знания. К этой, очень важной для Объединения работе, мы приступим сообща в ближайшие годы.

Гюнтер Дигель, советник по дрессировке.
Категорія: Мої статті | Додав: nemo43 (22.10.2011)
Переглядів: 1225 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
КИНОЛОГИЧЕСКИЙ СОЮЗ УКРАИНЫ. Официальный сайт