Воспоминания Татьяны Николаевны Павловой о зарождении движения за права животных ч.2
Наглядные пособия из животных, визиты в Институт изготовления вакцин и сывороток им. Мечникова и на бойню Микояновского мясокомбината…
Кроме основных направлений секции - борьба с жестоким обращением с животными, использование животных в эксперименте, квартирные дела, бездомные животные - секция охраны животных стремилась узнать как, в действительности, обстоит дело с обращением с животными, когда их используют не в таких огромных масштабах как, например, в эксперименте. Члены секции охраны животных ездили в подмосковный город Пушкино, чтобы убедиться в том, как в действительности обстоит дело с умерщвлением животных, из которых изготовляют наглядные пособия. Изготовление наглядных пособий из натурального скелета животных было совершенно непростительным варварством, поскольку можно было спокойно сделать из пластмассы копию скелета кошки, кролика и других животных. Но, поскольку это было, видимо, дешевле, то уничтожались животные, снимались с костей шкура, мясо и скелет превращали в учебное пособие. В Пушкино кошек также убивали с помощью хлороформа: в ящик, зарытый в землю вровень с землей, помещались кошки, туда плескался хлороформ и ящик закрывали, т.е. происходило то, что недопустимо в случае усыпления хлороформом: не было притока свежего воздуха, не было сквозняка, и животные умирали от того, что вытеснялся парами хлороформа воздух, то есть, от удушья. Члены секции охраны животных также посетили Институт изготовления вакцин и сывороток им. Мечникова и наблюдали, как это происходит, как теленка превращают в один сплошной нарыв, когда у него под кожей образуются вместилища, где образуется вакцина. Это его реакция на введение вакцин заставляет организм вырабатывать сыворотку, которая явится лечебной для животных и для людей. Это достаточно тяжелое зрелище. Показали, как обращаются с животными, которым вводят в мозг препараты. Словом, в то время, когда секция обследовала эти учреждения, ученые еще мало знали об альтернативных методах исследования, когда вместо использования живого существа для получения сывороток можно использовать культуры клеток, тканей и органов. Члены секции охраны животных посетили и бойню на Московском мясокомбинате им. Микояна и наблюдали, как животные поднимаются на 5 этаж по лестнице - медленно, с трудом, - среди них встречаются животные больные, была огромная свинья, которая вот-вот должна была опороситься. Их подгоняли при помощи болевых приемов - кручения хвоста, ударов, словом, они поднимались на 5 этаж, где находился забойный цех, и наблюдали как телята, коровы сначала "проходят душ", т.е. их загоняют в узкое помещение, где их обливают водой и после этого их выталкивают на забойную площадку. Видимо запах крови или какое-то шестое чувство подсказывало животным, что здесь происходит что-то очень опасное для них, они останавливались на пороге и не хотели выходить на эту площадку. Приходилось их выталкивать силой. Убивали животных с помощью тока: одним электродом являлся металлический пол, вторым электродом была палка с металлическим концом, к которой был подведен ток и которую втыкали (достаточно толстая тупая палка с заостренным, но все-таки тупым концом) в любую часть тела животного, протыкая шкуру: в морду, бок. Животное тут же падало. Успевало ли оно почувствовать страшную боль - трудно сказать, возможно, судороги мешали животному произнести звуки, оно падало и, после того как примерно полдесятка телят, оказавшихся на забойной площадке, падало, она начинала двигаться. Их сбрасывали на конвейер и удаляли в разделочный отдел, где тут же начинали отрезать уши, срезать кожу с морды и тела, причем, известно было, что не все одинаково реагируют на электрический ток. Электрический ток не только действует индивидуально на различные виды животных (чем крупнее животное, тем сильнее его поражает ток, т.е., требуется невысокое напряжение и сила тока, и наоборот, чем меньше животное, тем труднее его умертвить с помощью тока, а иногда даже и невозможно, если, например, это мышь), поэтому некоторые животные оживали уже в разделочном цеху, вися на одной ноге, наполовину освежеванные и разделанные. Секция охраны животных посетила некоторые сельскохозяйственные учреждения, чтобы увидеть не только как убивают животных, но и как их растят. Конечно, зрелище было неутешительным. Животные, безусловно, содержались очень плохо даже в лучших стационарах. Примечательно, что участник секции Т.А.Офицерова не ела мяса и повела молодежь, не входящую в состав организации, на Микояновский мясокомбинат, чтобы те посмотрели на происхождение пищи, которую они едят. Тамара совершенно сникла от увиденных ужасов, ее всю трясло, в то время как другие, выйдя из цеха забоя, встряхнулись и завели разговоры...
Гуманное образование
Воспитание у детей гуманного отношения к животным - это залог перемен к лучшему, ибо за ним кроется изменение сознания человека. Поэтому в работе секции было и такое направление. Данная работа выражалась как в проведении конкретных школьных занятий, так и в сотрудничестве с Министерством просвещения, чтобы гуманизировать школьную программу. Участник секции Лидия Николаевна Кишенкова работала учителем биологии в школе. Она вырастила не одно поколение школьников, которые относились к животным с сочувствием, с милосердием, восхищаясь их формами, не испытывая к ним ни страха, ни отвращения. Вот пример того, как Лидия Николаевна помогала детям преодолеть страх перед, например, лягушками. Когда по плану шла соответствующая тема, она приносила в класс лягушонка и, положив его на ладонь, обходила класс между партами, показывала каждому зверюшку и говорила: "Посмотрите на эту лягушку - какая она красивая! Посмотрите, как у нее разрисована спинка! Какая она симпатичная! Можете погладить ее, если хотите". Потом она продолжала: "А вы знаете, как устроен у лягушки язык? У нас язык прикреплен к задней части рта, а кончик свободен. А у лягушки наоборот, он прикреплен к краю челюсти, впереди и, если она видит комара или еще какое-то существо, которым она питается, то быстро выкидывает этот язык - хлоп! И тут же втягивает язык в рот". Вот такой рассказ о лягушке, такое близкое знакомство с ней, конечно, должно было подействовать на тех, кто из-за предрассудков и стереотипов испытывал к этому животному страх или неприязнь. Лидия Николаевна любила называть животных "нашими сопланетными жителями", указывая на то, что всё произошло от природы - и человек, и любое животное - и мы все живем на одной природе, т.е. мы имеем и одно происхождение, и одно место жительства, и очень близкие потребности. Всё живое - и животные, и человек - едины, поэтому правомерно называть их "соседями" или "сопланетными жителями". Этот искренний восторг Лидии Николаевны перед таинственным и прекрасным миром животных был свежей струей в атмосфере секции- мрачноватой, потому что ежедневно приходилось иметь дело с фактами вопиющей жестокости по отношению к животным. То, как относилась к этой проблеме Лидия Николаевна, помогало укреплять позитивное мышление, давало хорошую аргументацию для поддержки зоозащитного движения. Иногда членам секции предоставлялось слово на съезде учителей г. Москвы, где они рассказывали о своей деятельности и о том, какое отношение к животным следует воспитывать у детей. Также они подготавливали проекты писем и решений и добивались того, чтобы Московский департамент образования и Министерство просвещения СССР приняли их и донесли до сведения директоров школ. В журнале "Биология в школе (№ 4, 1980) было напечатано методическое письмо в Министерство просвещения СССР "Об усилении внимания к воспитанию гуманного отношения школьников к животным". Оно указывало на то, сколь важно прививать учащимся природоохранные навыки, интерес к жизни животных, стремление оберегать их. В письме предлагалось формировать у детей доброе отношение к животным в курсах биологии и географии, а также в целом стремиться к гуманистической направленности в преподавании естественнонаучных дисциплин. Другое письмо было разослано по школам в 1982 году от имени Главного управления народным образованием Мосгорисполкома. Его подписали начальник Главного управления народным образованием, а также председатель секции охраны животных, профессор Семенова. В письме указывалось, что воспитание у школьников гуманного отношения к животным является важной частью нравственного и экологического воспитания в школе. Приводились примеры того, к чему приводит пренебрежение данным аспектом воспитания. Так, учащиеся 7 класса из Бабушкинского района Москвы сожгли кошку, ученики 6 и 7 классов из Первомайского района ловили и истязали кошек и т.д. В конце письма Мосгорисполком предлагал директорам ознакомиться с методическим письмом Министерства просвещения от 1980 года (см. выше) и принять его к сведению, а также проводить родительские собрания, где рассматривалась бы тема гуманного отношения к животным. Также следует отметить, что в 1978 году секция направила письмо в Главное управление школ Министерства просвещения СССР. В нем она просила донести до органов народного образования письмо, подготовленное в НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР, которое называлось "Об усилении внимания к воспитанию гуманного отношения школьников к животным". Это тоже был очень важный документ для того времени, поскольку вопросы гуманного отношения к животным не считались тогда социальной проблемой, заслуживающей внимания. Наконец, Секция охраны животных поддерживала связи и личные контакты с сотрудниками Министерства просвещения СССР. В частности, она обращалась к ним с просьбой запретить такое задание на летние каникулы как сбор коллекций, речь шла прежде всего о коллекциях животных. Министерство просвещения поступило дипломатично: оно просто исключило это задание из программы, которая там как раз готовилась. То есть, им не пришлось запрещать что-то уже существующее. Отказ от коллекционирования животных следует считать важным достижением, потому что убийство, лежащее в его основании, - это первый шаг к нравственной деградации человека. Когда от ребенка требуют убить животное, у него начинает размываться нравственный барьер "можно-нельзя". Исключение этого пункта из школьной программы положило конец такой проблеме. А если оценивать общий результат работы по гуманизации образования, то можно сделать следующий вывод: в огромной мере благодаря усилиям секции, органы просвещения признали важность воспитания гуманного отношения к животным.
Работа со СМИ
Секция охрана животных, естественно, пыталась популяризировать свои идеи, то есть, заниматься пропагандой, но в те десятилетия это было очень трудно, почти невозможно. Заранее было известно, что попасть на телевидение практически нереально, почти то же самое касалось и радио. Только один раз Ксения Семенова выступала по радио - то была беседа с известным клоуном, директором цирка, и лишь благодаря этому обстоятельству, она вышла в эфир. Что касается печатных СМИ, представителям секции приходилось самим ходить и предлагать свои услуги. За все время работы секции в газетах появилось всего несколько публикаций, которые были написаны не членами секции, а журналистами. Прежде всего следует отметить статью в защиту подопытного кролика, вышедшую в "Литературной газете" в конце 60-х годов. В ней говорилось о жестокости экспериментов и о том, что нужно подумать, правомерно ли продолжать такого рода практику. Другая статья, которую стоит упомянуть, вышла в газете "Известия" - в ней речь шла о способности быть неравнодушным к чужому страданию как о наиболее ценном качестве человека. Большой резонанс вызвала статья в "Комсомольской правде" под названием "Все еще ждет", где рассказывалось о том, как на московском аэродроме в течение 10 лет появлялась собака породы немецкая овчарка. Ее хозяин сел на самолет и улетел, а она ждала, когда он вернется. Эта статья тронула очень многих любителей животных. Газета получила сотни писем, авторы многих из них изъявляли делание взять собаку. Но всколыхнулись не только любители животных. После того, как появилась статья, ветеринарный надзор г. Москвы забеспокоился и дал ловцам приказ отловить эту собаку. Секция охраны животных приложила все усилия для того, чтобы быстро ее поймать (до того, как это сделают ловцы) и отдать ее кому-нибудь из людей, приславших письма в редакцию "Комсомольской правды". Пальму первенства получила председатель киевской секции охраны животных, и собака была благополучно отправлена в Киев. Через некоторое время она родила щенков, и о том, что спасенная собака обзавелась семейством, тоже была статья. В начале 80-х годов "Литературная газета" написала историю о том, как с еще живого сенбернара снимали шкуру. То дело рассматривалось в суде, тем не менее, никакого жестокого наказания виновные не получили. В последние годы существования секции публиковать в периодических изданиях статьи по защите животных стало проще. Так, журнал "Огонек" поместил довольно большой материал по зоозащитной работе. "Медицинская газета" напечатала статью о том, что экспериментаторы должны отвечать за свои действия по отношению к животным. Словом, в тот период наметились какие-то изменения, и они, очевидно, были связаны с тем, что секция существовала и активно работала в течение более трех десятков лет.
География зоозащитного движения в Советском Союзе (1954-90 гг..)
Когда работала секция охраны животных, существовало одно большое государство СССР, и московская секция поддерживала связи со всеми городами и республиками, в которых развивалось движение в защиту животных. В них, как и в Москве, секции организовывались при обществах охраны природы. В Санкт-Петербурге, тогда еще Ленинграде, секцию возглавляла Нина Константиновна Еськова - балерина, артистка. Вместе с другими членами секции она обследовала медицинские учреждения, где использовались экспериментальные животные, и присылала в Москву акты посещения этих учреждений. Туда же, в Ленинград, выезжали члены московской секции и наблюдали условия содержания животных - они оказывались еще хуже, чем в Москве. Например, в одном из институтов собак держали просто в неутепленных кабинках, фактически на морозе. Кабинки представляли собой загородку с четырех сторон. В одном из институтов (Институт скорой помощи им. Джамелидзе) животные размещались в глубоком подвале, который регулярно затапливался на метр, когда уровень воды в Неве поднимался. В результате, собак, которые находились на нижних этажах вивария, приходилось выносить из клеток на руках. Можно себе представить, какой стресс испытывали животные, когда к клеткам начинала подступать вода. Нина Константиновна очень во многом помогла московской секции, информируя ее, насколько изменились условия содержания животных после выхода приказа № 755 и принятия "Правил…". В Киеве активным участником секции была Маковская Неонила Ефимовна, сотрудник телевидения, которая занималась в основном тем, что помогала бездомным животным. Они подбирала их, помогала их пристраивать и поддерживала связь с людьми, которые занимались такого же рода деятельностью. Поддерживали отношения с Москвой секции охраны животных в Вологде и Харькове. Особенно активной была харьковская секция. Там ее участники проводили обследования, подкармливали диких животных, составляли акты, предлагали различные документы, регулирующие обращение граждан с животными. Нельзя не отметить одесскую секцию охраны животных, которой руководила Мавродиева Тамара Георгиевна - очень самоотверженная, энергичная, решительная, смелая, не жалеющая своих сил женщина, готовая на что угодно для того, чтобы облегчить судьбу животных. Она в основном обследовала учреждения, где содержались животные. Как уже говорилось в разделе про отлов, особое внимание она уделяла утильзаводу, куда свозили отловленных собак и где их с особой жестокостью убивали.
* * *
Почему перестала существовать секция охраны животных? Когда стало известно, что можно организовать любую общественную организацию, в том числе и организацию по защите животных, людей охватила некоторого рода эйфория, и в Москве начали возникать организации по защите животных под тем или иным названием. Чаще всего это были организации, занимающиеся подбиранием животных на улице и передерживающие их до нахождения хозяина. Были и другие, и вот эта возможность примкнуть к одной или другой организации как-то людей дезориентировала. Если раньше была только одна организация, и люди, считающие себя любителями животных, могли обратиться исключительно в секцию охраны животных, то теперь они пытались обратиться в одну, другую и найти для себя подходящую нишу. Это и привело к тому, что секция постепенно перестала активно работать. Здесь еще сыграло роль то, что очень себя плохо чувствовала постоянная дежурная секции Сечина Зоя Петровна и то, что Тамара Алексеевна Офицерова разочаровалась в дальнейшем ведении так называемых "квартирных дел". Но, так или иначе, деятельность секции по охране животных сошла на нет, хотя связь между людьми не прервалась, но как организация-монополист, занимающаяся защитой животных, она уже перестала существовать. Несмотря на сложность условий работы, можно сказать, что секция охраны животных сыграла колоссальную роль для развития зоозащитного движения и заложила основы для нынешней деятельности в защиту животных по разным направлениям.
Текст воспроизведен с аудиозаписи Набор - Бирюкова Л.С. Редакция - Кюрегян А.В.