Сергей Домнин, автор «Эксперт Казахстан» Отечественные производители научились использовать ребрендинг и «казахстанское содержание» не только в финансовой сфере и промышленности, но и в собаководстве Фото: Евгения Толканова В середине мая этого года в Алматы пройдет первая международная научно-практическая конференция «Среднеазиатская овчарка как достояние народов Средней Азии и Казахстана». На ней несколько казахстанских кинологических организаций будут отстаивать право каждого государства Средней Азии на собственное историческое название породы, известной в регионе как среднеазиатская овчарка (САО). В Казахстане САО уже называют тобетом и даже включают в список национальных пород, которые являются «национальной гордостью и выведены аборигенами». Мнения собаководов разделились: часть полагает, что тобет — действительно уникальная и при этом исчезающая порода, для восстановления которой требуется господдержка. Другие считают, что называть САО тобетом неправомерно и апологеты тобетов просто пытаются заработать на переименованной САО, которой, кстати, ничего не угрожает. Рожденная мажилисом
Задавая вопрос о происхождении домашней собаки, человек касается трудноразрешимой проблемы, в которой можно выделить несколько основных вопросов: От одного или от нескольких диких предков происходят все существующие породы собак? От каких именно диких видов (а может быть, вида) они происходят? При каких условиях осуществлялось одомашнивание собаки и к чему стремился при этом человек? Каким изменениям подвергался одомашниваемый вид? Где и когда протекал процесс одомашнивания диких (дикого) видов, приведший к возникновению домашних собак?
Размножение собак отнюдь не тождественно их разведению. Для первого всего-то необходимы сука, кобель, минимальные познания о собаках и место в квартире. Второе подразумевает целенаправленную работу с породой, т.е. заводское собаководство. Увы, лишь ничтожная часть людей, гордо именуемых "заводчиками", на самом деле являются таковыми, если, конечно, речь идет не о простом увеличении числа потомков собак, качество которых обычно не поддается прогнозированию и контролю. В то же время, кинологический опыт, накопленный до революции – опыт помещичьих псарен, благодаря которым, в частности, мы сегодня можем восхищаться изяществом борзых – заслуживает пристального внимания и переосмысления. Нам предстоит заново "открыть" законы селекции, действующие на практике в течение веков и постараться дать им современное научное объяснение.
Такое определение получили среднеазиатские овчарки у зарубежных кинологов, и надо сказать, что заслуженно. Это древнейшая из пород собачьего племени, пожалуй, единственная, не понесшая на себе влияние цивилизации и не загубленная человеком. Среднеазиатская овчарка, частица живой культуры, пришедшая к нам из глубины веков, сохранив при этом свой первозданный вид и необыкновенный характер. Азиат – крупная чрезвычайно сильная собака, неподкупная и независимая. Основное качество этих собак – храбрость. У себя на родине, в Средней Азии, рабочие качества азиатов проверяют боем, подготавливая, таки образом, собак для борьбы с хищником. О "бойцовых" качествах азиатов складывают легенды, практически ни одна порода не может противостоять в схватке с азиатом – сдаются мастифы, доги, боксеры, "просят" пощады ротвейлеры и хваленые бультерьеры, стаффордширы и даже очень близкие по происхождению к азиатам кавказцы спешат покинуть поле боя.
Волкодавы Азии – это не просто одна из пород собак, существующих в мире, - это "глыба" среди других пород, вмещающая в себя практически весь исторический опыт одомашнивания и совершенствования собаки с момента ее приручения и по настоящее время. Очень многие высоко цивилизованные народы нашей планеты, которые вывели не одну породу домашних животных, в том числе очень большое количество пород собак, начали свое существование задолго после появления этой породы на нашей планете.
«Они дошли до наших дней через тысячелетия во всем своем великолепии, не претерпев сколько-нибудь заметных изменений, что говорит о совершенстве этой древней породы и ее полной гармонии с природой и человеком…» В художественной литературе иногда встречаются упоминания о собаках-волкодавах, которые охраняют на просторах Центральной Азии и на Кавказе отары овец и стада других домашних животных от набегов хищников и скотокрадов. По своему типу, силе выносливости и неприхотливости волкодавы азиатского происхождения не имеют не сегодняшний день аналогов в мировой кинологии. Это – пожалуй, одна из древнейших и интереснейших пород собак, полученная путем примитивного, но очень длительного и жесткого отбора животных в разведении. Волкодавы Центральной Азии и Кавказа, как и все мастифообразные породы происходят, прежде всего, от древних мастифов Тибета и являются их прямыми и ближайшими потомками, сохранившими до наших дней внешний облик и тип своих предков почти без изменений. Из Тибета более четырех тысяч лет до нашей эры древние мастифы распространились в Индию, Китай, Месопотамию. С развитием человеческого общества люди находили все новое применение этим могучим псам; с ними охотились на крупных диких зверей, с успехом применяли на войне, где целые подразделения огромных собак сражались против конницы и пехоты противника.
Работая в экспедициях в Туркменистане со студенческих лет, начиная с 1946 года, я неоднократно имел возможность наблюдать образ жизни и повседневную ориентированность местных среднеазиатских овчарок, именуемых населением "алабаями". Поскольку лагеря археологов располагались как около селений, так и у колодцев в пустынно-степной зоне, эти наблюдения, как и сами контакты с животными, ежегодно происходили на протяжении длительного времени.
На протяжении многих столетий происхождение собаки не только связывали с высшими силами, но и обожествляли само животное. Почему это происходило, сказать трудно. Вероятнее всего потому, что собаки были одним из главных предметов внимания человека. Ведь сначала он изучал то, что видел рядом с собой, а уж потом самого себя. И, отталкиваясь от своих, в то время еще скромных познаний, он наделял животных разумом, подобным своему - человеческому.